Архив                         Новые номера
1/2005

Крещение Господне. Проповедь митрополита Сурожского Антония

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества - но так ярко в Ветхом Завете - мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.
Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений...
И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха - Он, безгрешный.
Этот момент Крещения Господня - один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество - это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.
Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего - и победой над злом.
Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.
Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же, как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы - не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.
С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям... И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.
Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни - ни лично, ни как общество?
И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь - моя жизнь! - будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна - пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами - Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими...
Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни. Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека, и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Святой Праведный Иоанн Кронштадский.
Проповедь на Крещение Господне


Сегодня во всей Вселенской Православной Церкви совершается торжественное воспоминание и прославление Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в реке Иордане. Св. Евангелист повествует, что когда Господь пришёл на Иордан креститься, то Иоанн удерживал Его и говорил: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" Не подобное ли и мы сказали бы, зная, Кто этот приходящий: Господи, что знаменует сие крайнее смирение Твое, что Ты, Господь безгрешный, приходишь креститься к человеку, пусть и праведному Твоей же благодатью и правдой? Что омывать в Тебе, чистейшем солнца, или просвещать в Тебе, Солнце Правды? Но нам ли грешным, близоруким и недальновидным во всём, что касается тайны нашего спасения, прорекать Самому Господу, Который всё сотворил и творит премудро многое выше слова и разума? Все слова и действия Господа Иисуса Христа носят в себе печать высочайшей премудрости и правды Божьей, недомыслимых гордыми учёными века сего, дерзающими приравнивать Самого Господа славы к обыковенным людям и толкующим слова Его по понятиям своего извращённого и заблудившегося ума (Лев Толстой); и мы должны смиренно склоняться перед Ним с совершенным доверием и с углублённым размышлением, прося разумения от Бога. Так и означенные слова Господа Иоанну о том, чтоб он крестил Его молча и не противореча, и само действие крещения от руки Иоанна носят на себе также отпечаток высочайшей премудрости, благости и правды Божьей.
"Оставь ныне, -говорит Господь, - ибо так нам надлежит исполнить всякую правду", т.е.: "Я для того пришёл на землю и стал человеком, пребывая всегда Богом, - как бы так говорит Господь, - чтобы исполнить всякую правду Божью, которая столь дерзновенно была попрана в раю первозданными человеками и потом чем дальше в глубину времён и родов человеческих, тем дерзновеннее, лукавее, злее, поругательнее попиралась всем родом человеческим, исключая немногих избранных. Я пришёл взять на Себя все неправды и нечистоты человеческие, не оскверняясь ими, чтобы заплатить, удовлетворять за них правосудию Отца Моего Небесного Моей правдой и принести Себя Самого в жертву искупительную, чтобы погрузить их в воды Иордана; Я хочу в Себе Самом как Богочеловек безгрешный омыть все неправды человеческие и преподать Моей Церкви очистительную баню пакибытия в крещении водой и Духом: хочу Сам, исполнив всякую правду, научить людей правде Божьей и дать им силу и благость к исполнению её". Вот что значат слова Господа Иоанну: "оставь теперь, ибо так нам должно исполнить всякую правду". Вообще, при чтении или слушании речей Господа или благовестия о Его деяниях не нужно выпускать из виду, что Он есть "Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира" (1) и Искупитель рода человъческого; Первосвященник по чину Мельхиседекову, принесший Себя Самого в жертву примирения Отцу Небесному за нас грешных; что Он праведный Судья всех, Врач всех, недугующих грехами, и Единоборец, вышедший на духовное единоборство с духовным Голиафом - диаволом, который с величайшим искусством, хитростью и постоянством борол и борет бесчисленными страстями и всякими неправдами весь род человеческий и которого Господь богомудростным, праведным промышлением совершенно победил и избавил от власти его и рабства ему род человеческий. Так и в Иордане Господь крестился для того, чтобы победить нашего губителя диавола в водах, в коих он гнездился, и освятить воды, чтобы мы в крещении при троекратном погружении во имя Св. Троицы благодатно омывались от скверны прародительского греха и возрождались в новую жизнь водой и Духом Святым и усыновлялись Отцу Небесному святостью жития. Обстоятельства самого рождения Богочеловека также запечатлены величайшей премудростью и правдой Божьей. Он родился от бедной Пречистой Девы и положен был в яслях, спеленанный рубищем, как младенец, чтобы смирением Своим искупить гордость Адама с Евой, возмечтавших быть богами, чтобы обличить и смирить гордость человеческую и научить людей смирению, которое есть основание всякой добродетели.
Всё, что говорил и делал на земле Господь, Он делал по предвечному, премудрому и всеблагому Тройческому Совету, бывшему прежде всех веков, и всё это было необходимо для спасения, совершенства и блаженства человческого; и если кто отвергал и отвергает Его заповеди, советы, уставы и созданную Им на земле Церковь, тот был и есть враг Богу и самому себе, отвергший Совет Божий о себе.
Крещение установлено Богом в Церкви для спасения человеческого рода, и оно необходимо для всякого верующего как дверь к Царству Божьему; и кто отвергал или отвергает его, тот отметает своё спасение, своё собственное вечное благо. Господь говорил о противившихся Ему фарисеях и книжниках, не желавших креститься от Иоанна, что они отвергали Совет Божий о себе, не крестившись от него.
Возлюбленные братья и сестры! Мы все сподобились св. крещения в младенчестве по вере родителей и восприемников, очистились от прародительского греха и отродились водой и Духом Святым и усыновлены Отцу Небесному. Нам открыты двери Царства Небесного. Будем же всем сердцем всегда ценить этот дар Божий и своё звание сынов и дочерей Божьих по благодати, - удаляться всякого греха и стремиться мыслями, желаниями и делами к Царству Небесному, к наследию нетленному, неувядаемому, уготованному на небесах для нас (2). Аминь.

Рыльский старец


Два года назад, 17 декабря 2002 года отошел ко Господу один замечательный старец - архимандрит Ипполит (Халин). Погас еще один светильник Божий на земле, погас для того, чтобы вновь вспыхнуть, но уже в Царстве Божием.
Все эти годы отец Ипполит был моим духовным отцом. Господь привел меня к нему в 1993 году, и хотя временами мы не виделись по несколько месяцев, духовно мы всегда были неразлучны. Его молитва, мудрые наставления служили мне духовным ориентиром на пути в Царствие Божие. Теперь, когда Батюшка закончил свой земной путь, верую, он не оставил молитвы о своих духовных чадах, наоборот, обрел особое дерзновение в молитве.
Родился будущий старец 27 апреля 1928 года в Курской области. В 1957 году он решил посвятить себя монашеству, для чего поступил в знаменитую Глинскую пустынь, а затем перешел в Псково-Печерский монастырь, где и был пострижен в монашество. В 1966 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I иеромонах Ипполит был направлен на Святую Гору Афон в Пантелеимонов монастырь, где и пробыл 18 лет. В 1986 году батюшка возвратился в Россию, а в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря.
Я пришел в Рыльский монастырь в 1993 году и, смею надеяться, внес свою лепту в возрождение обители. Батюшка Ипполит был для всей братии не столько отцом, сколько матерью. Он к каждому человеку имел свой подход, и никто не уходил от него без утешения. Не знаю, когда Батюшка спал, но то недолгое время, которое у него оставалось после приема многочисленных паломников, он уделял молитве. А паломников в действительности было очень много - только из Москвы ежедневно приезжало несколько автобусов. С каждым необходимо побеседовать, дать духовный совет, помолиться о нем. И только помощь Божия и святителя Николая укрепляла отца Ипполита все эти годы, давала силы нести непомерно тяжелый крест старческого служения.
За годы настоятельства отца Ипполита монастырь поднялся из руин, его мудрое руководство позволило не только создать духовный центр, но и организовать хозяйство, которому позавидует любой колхоз или совхоз. И каждой мелочи, от строительства до животноводства Батюшка уделял внимание, заботясь обо всем, что поручил Господь его ведению.
Мой приход в Рыльский монастырь выпал на очень тяжелый для меня период. Находясь в постоянных исканиях, я не знал, что мне делать - я стоял на перепутье. Отец Ипполит обновил меня, своим прозорливым взором провидя мою дальнейшую жизнь, дал мне послушание, которое не только соответствовало моему душевному устроению (о чем я даже не догадывался), но и послужило моему духовному становлению.
Как скорбно, что обстоятельства сложились таким образом, что с 1999 года я не имел возможности часто встречаться с Батюшкой. По его благословению я нес послушание в Ивановской области, у священника Андрея Ефанова. На это послушание Батюшка благословил меня иконой, которую я храню как знак Божиего благословения моим скромным трудам.
Каждый день я, как и многие другие духовные чада Батюшки, начинаю с молитвы о нем, веруя, что ответная молитва руководствует меня в земной жизни.
Много потрудился Батюшка в своей земной жизни, но лишь только после смерти мы осознали, как много он значил для нас - его духовных чад. Без него стало одиноко, тяжело без духовного руководителя, который мог в любой жизненной ситуации дать правильный совет. Скорбим без него, и дай Бог встретиться в будущей жизни с ним - мудрым духовным наставником, любящим отцом, нежной матерью…
В день похорон Батюшки на зимнем небе засверкала радуга, а его могильный крест замироточил. Значит он там, с Богом, и не забывает о нас в своих молитвах.


А Карнаухов

Покаяние в Цареубийстве


Русский народ в значительной части виновен в этом преступлении (цареубийства - ред.) - если не прямым действием, то равнодушием или одобрением. Революционеров была горстка - несколько тысяч человек. И что они смогли бы сделать, если бы многомиллионный русский народ им воспрепятствовал!
И в последующие годы - большинство благосклонно принимало все клеветы на Царя. Заразившись ложной идеологией, принимали участие в строительстве "новой жизни". Почти все поздравляли друг друга с "днем Великой Октябрьской революции". И почти все отдавали своих детей в организации "юных ленинцев". А сегодня отдают их на "обучение" еще более безбожным программам.
И в последнее десятилетие почти все равнодушно смотрели на разрушение нашей страны, которая столетиями собиралась воедино под водительством российских Царей.
Царство Божие - крестный путь. И Церковь в мире, но она не от мира. И постольку, поскольку она терпит скорби от мира, она свободна от мира, она избавлена от него. Наш народ оказался пленником этого мира. Он попал в ловушку, он не знал, что он делал. Но его соблазнители, ставшие новыми его руководителями, знали прекрасно, что они сделали сознательно выбор против Христа, против Бога.
В Священном Писании сказано, что если священник, имеющий помазание, согрешит, он делает таким образом виновным народ (Лев. 4,1-3).
Скажем в более общих понятиях и на языке менее страшном, чем священный язык Библии, о том, что связывает неизбежно (в земном временном или духовном вечном плане) весь народ с грехом его руководителей.
Например, идет несправедливая война, и весь народ участвует в этом зле. Даже если все и каждый в отдельности составляющие народ невиновны в нечестии, о котором идет речь - например все, обманутые своими руководителями, считают эту войну (или эту революцию) справедливой, не есть ли это коллективная вина? Вина народа, всего тела, зависит в данном случае от вины руководителей - как тело зависит от головы. Каждый виновен лично в той или иной степени. И если будет побежден этот народ в этой несправедливой войне, то последует наказание всем, хотя все как будто невиновны.
В свободном акте, который определил судьбу Богоизбранного народа, первосвященники Израиля, злые хранители виноградника, убийцы пророков, искушенные в политической мудрости, предпочли "мир сей" Богу. И весь народ оказался связанным этим предпочтением, пока он не переменится, не покается. Наказание - дело Промысла Божия.
Это преступление - прототип всех подобных преступлений. "Никакой другой народ не согрешил так против Бога" - это тема относительно Израиля постоянно звучит в Писании. И никакой другой народ не согрешил так против Бога, как русский народ, постоянно повторяет в своих проповедях святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Все согрешили, но каждый получает то, что хочет - либо, предпочитая мир Богу, либо продолжая идти во мраке этого мира своей дорогой - к покаянию. Бог желает "всем человекам спастись", и перед этим явлением любви Божией мы не можем не трепетать. До пришествия Христа в мир в течение всей истории Богоизбранного народа, его сопровождают не гнев, а жалость и любовь, которые хранят его как зеницу ока среди всех скорбей, крови и слез, выпадающих на его долю.
Ибо Бог Авраама, Исаака и Иакова, Тот, Кто послал Сына Своего Единородного на Голгофу для спасения мира, - Бог, до ревности любящий и "воздающий за нечестие отцов до третьего и четвертого рода". Но также Бог милостивый и сострадательный, медленный на гнев, прощающий заблуждения и грехи, хотя и не оставляющий без наказания (Исх. 34,6-7, И). И "творящий милость до тысячи родов любящих Его и соблюдающих заповеди Его" (Исх, 20,6). Эти священные слова Исхода, основанные на недвижимом камени Закона, исполняются во все времена до скончания века.
Из этого можно сделать только один вывод. Мы слишком хорошо знаем, что произошло с Богоизбранным иудейским народом после отвержения им Христа. И что произошло с нашим народом после убийства Помазанника Божия. И сегодня по-прежнему очень многое зависит от Церкви, от каждого из нас, от нашего покаяния. Историческая судьба русского народа, да и всего мира, решается прежде всего здесь.


Прот. Александр Шаргунов

назад                                                         Помогите в восстановлении Преображенского храма     форум

 

На главную