О государственности, нравственности и о реставрации монархии в России.
Современное состояние абсолютного нигилизма, охватившее нашу, некогда славную
своими нравственны-ми и духовными традициями Родину, порождает ранее не
существовавшие проблемы. Это и проблема вос-питания подрастающего поколения,
защита на законодательном уровне молодежи от влияния деструктив-ных культов и,
ставшей ныне массовой, субкультуры, это и защита взрослого поколения и пожилых
людей от нечестных (а много ли честных?) политиков, профессионально
использующих доверие к властям, воспи-танное эпохой социализма, это и масса
других проблем. Можно сказать, что в нынешних условиях обману-ты все - "и
млад и стар", никто не может по-настоящему влиять на политическую и
нравственную обстанов-ку в стране. Православная Церковь совершает титаническую
работу, направленную на возрождение России, но результаты все же неутешительны.
Воистину, лишь Божественное вмешательство способно спасти неко-гда Святую Русь,
но для этого требуется, как учит нас история, обращение народа к Богу. Пока
этого неза-метно.
Государство и Церковь.
Слава Богу, Церковь у нас отделена от государства. Это приветствовалось еще
членами Поместного Со-бора 1917-18 гг., и не случайно. " Административное
рабство" Синодального периода настолько доказало нереальность симфонии
Церкви и государства в реальных политических условиях, что независимость была
воспринята как величайшее благо. Конечно, молодому поколению верующих, горящих
"ревностью не по ра-зуму", сложно представить, как несбыточны их
мечты о государственной религии в России. И не только не-сбыточны, но и опасны.
Власть, полученная в результате насилия (а демократия победила в России отнюдь
не мирным путем), приложит все усилия для того, чтобы контролировать
политическую обстановку в стра-не. Разумнее ожидать новых гонений, чем строить
планы о славном будущем. Впрочем, именно в гонениях XX века Русская Православная
Церковь очистилась от нечистоты клерикализма и прославилась подвигом
исповедничества. Именно во время гонений Святейшие Патриархи Сергий
(Страгородский), Алексий (Си-манский) и Пимен (Извеков) следовали мудрой
политике лояльности к властям, спасая Церковь от, казалось бы, неминуемой
гибели. Ныне ситуация изменилась, но та условная свобода, которую мы имеем,
лишь по-вод сосредоточить все свои силы на собственно тех задачах, которые
возложены на нас Христом. Воздадим кесарю кесарево и потрудимся на ниве духовного
возрождения погибающей без духовного окормления Ро-дины.
Пути нравственного возрождения.
Нравственное падение общества достигло такой степени, что без содрогания
невозможно слышать и ви-деть то, что творится вокруг нас. Общение с молодежью
открывает утрированную иллюстрацию к произве-дениям Достоевского. Посещение
молодежной дискотеки вызывает чувство опустошения в душе на не-сколько дней. А
ведь за этим поколением будущее страны!
Ужасно подумать, куда приведет нас нынешняя власть. Многое из того, что
требуется сделать для спасе-ния России от нравственной и, как следствие,
политической гибели по силам лишь традиционной религии. Но в том-то и беда, что
не все силы направлены на этот фронт. Как досадно, что многие из
священнослужи-телей пренебрегают обязанностями миссионерства. Конечно,
миссионерство- это призвание, но как во время войны в ряды армии вступают не
только те, кто является профессиональным военным, так и во время край-ней
необходимости каждый священнослужитель все свои усилия должен положить на
алтарь миссионерско-го служения. Иначе нереально рассчитывать на благоприятный
исход этой страшной битвы за души людей, за нравственное здоровье нации.
Большие надежды можно возлагать на учащихся духовных учебных заведений.
Воспитанные в эпоху аб-солютной апостасии и получившие необходимую
"закваску", они, верится, смогут хоть как-то повлиять на
нравственность своих прихожан. И в первую очередь - личным примером.
Много хороших священнослужителей встречается среди молодого поколения (до 45
лет). Знакомясь с ними, узнаешь, что большинство из них являются духовными
чадами (реально, а не формально) исповедни-ков советского периода. Можно быть
благодарным богоборческой власти - ее притеснения воспитали му-жественных
воинов Христовых.
Молитвами мучеников и исповедников и исповедников Российских да возродится
Русь!
Монархия.
Почему-то некоторыми православными монархия воспринимается как идеальная форма
правления в Рос-сии. Именно эти 370 лет были одними из самых тяжелых для
Церкви, именно Церковь первой признала власть Временного правительства. Так
почему же монархия видится кому-то идеальной формой правлением для государства
и для Церкви. Причина, видимо, в том, что последний Государь совершил
величайший под-виг, не покинув свое государство, и претерпел невинные страдания
от богоборческой власти. Но кто может гарантировать, что вновь поставленный
император проявит подобные качества? Да и вообще, известно пра-вило, что народ
всегда достоин своих правителей. Какие мы сами, такова и власть над нами.
Вопрос о воз-рождении России нужно поднимать не с конца, а с начала - с
нравственного возрождения. На это должны быть направлены все силы Православия.
А там видно будет, чем заняться.
Лично я клятву верности Дому Романовых не давал, и каяться в ее нарушении не
собираюсь. Государя Николая Александровича, страстотерпца, глубоко почитаю, но
именно за твердость в следовании своим идеалам, вплоть до мученической кончины.
И мне бы не хотелось, чтобы его светлая память была омрачена низкими поступками
его родственников, могущих захватить власть в России. Не хватит ли нам
революций и смен правителей?
Священник Андрей Ефанов.16.02.03
Помогите
в восстановлении Преображенского храма форум