Преподаватель Владимирской
Свято - Феофановской
Духовной Семинарии
Просветительское наследие митрополита Макария
(Невского)
Сколько
событий может вместить в себя обычная человеческая жизнь? Каждый, кто имеет за
плечами немалый жизненный опыт, ответит на этот вопрос по-своему. У одних жизнь
прошла на одном месте и это отнюдь не свидетельствует о ее однообразии. У
других жизненный путь напоминает учебник географии. В биографии даже самого рядового
человека отражается судьба страны, но особенно отчетливы, видны все ее изломы в
судьбах тех, чьи имена стали всеобщим достоянием. Наиболее ярким примером таких
судеб являются жизненные пути русских святых. В XX в. они имели одну общую особенность
– проходили через исповедничество и мученичество. Но
каждая из этих биографий была по-своему уникальной – мученики и исповедники XX в. жили и трудились в разных городах
и весях, занимались разными видами деятельности и по-разному в них преуспели.
Но при всей неповторимости этих судеб, на иконе Собора новомучеников
и исповедников Российских есть фигуры, резко выделяющиеся на общем фоне – одной
из них, несомненно, является образ митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского).
Будущий
святитель появился на свет 1 (13) октября 1835 г. в с.
Шалкино Ковровского уезда (ныне – Савинский район Ивановской области) в семье
пономаря. Небольшое, расположенное довольно далеко от
уездного города Коврова, жило тихой и размеренной
жизнью. Но эта глубокая провинциальность на поверку оказывалась обманчивой: тихая,
несуетная жизнь помогала этим безвестным уголкам России хранить небывалый
духовный потенциал. К сожалению, очень часто обстоятельства не позволяли им
послужить на благо своей малой родине – так случилось и с будущим митрополитом.
Когда мальчику (в миру
будущий «апостол Алтая» носил имя Михаил) исполнилось восемь лет, его семья
покинула родное село и перебралась в Сибирь. В 1854 г. Михаил Невский окончил Тобольскую Духовную Семинарию, готовившую в этот период,
главным образом, миссионеров для христианского просвещения Сибири. С конца XVII в., Тобольск стал подлинной столицей
миссионерства. XIX в. с самого своего начала ознаменовался активизацией
просветительской деятельности на окраинах страны. После окончания Семинарии он
оказался на Алтае, еще не зная, что здесь проведет около полувека – более
половины своего жизненного пути, написав здесь ученые труды, имевшим
непреходящее значение, как для церковной, так и для светской науки. Этими
трудами были «Грамматика алтайского языка», написанная совместно с Н.И. Ильминским и изданное в 1869 г. в
Казани, первый алтайский букварь и переводы Священного Писания и богослужебных
книг на алтайский язык. С точки зрения церковной, лингвистические труды имели
вспомогательное значение. Но в XIX в. значение этих трудов возросло – православное
миссионерство уже не могло обойтись без данного этапа работы, и именно с него
начиналось просвещение любого языческого народа. XIX столетие стало периодом подлинного
расцвета православного миссионерства. Открывало миссионерский век просвещение Мезенского
края архимандритом Вениамином (Смирновым).
В
это же время писал свои труды по этнографии Китая, проживший в этой стране
пятнадцать лет архимандрит Иокинф (Бичурин). Помимо
важнейшего значения для светской науки, эти труды выполняли важнейшие для
государства и Церкви задачи. Но настоящей победой православного миссионерства
стала просветительская деятельность Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке
и в Америке. Начало этому направлению православного миссионерства было положено
на сопоставимой по своим масштабам ни с чем просветительской деятельностью
будущего митрополита Московского Иннокентия.
Его
труды составили значительную часть полного собрания сочинений митрополита
Иннокентия. Начатое им крупное направление впоследствии разделилось на
несколько самостоятельных. К середине XIX в. Миссионерство уже не было уделом
энтузиастов – одиночек, о чем свидетельствует то, что просвещение народов было
основано на общих принципах и закономерностях не только на разных участках
одного и того же сибирско – дальневосточного направления, но и на других
миссионерских маршрутах.
Просветительское
служение на Алтае будущего митрополита Макария
(Невского) вполне вписывалось в эту традицию, но вместе с тем, оно занимало в
православном миссионерстве особое место: личность будущего Московского
святителя явилась связующим звеном между двумя миссионерскими центрами русского
Православия – Казанью и Тобольском, между двумя миссионерскими маршрутами.
Лингвистические
труды митрополита Макария завершили важный этап в
истории православного миссионерства, став наиболее ярким примером
сотрудничества церковной и светской науки.
В
1912 г. митрополит Макарий был переведен на столичную
кафедру, пойдя по стопам другого православного миссионера – митрополита
Иннокентия (Вениаминова). Когда почти полвека назад он приехал на Алтай,
христианское просвещение этого края только начиналось. В начале XX в. Здесь
действовала крупная епархия, на территории которой
сегодня располагаются целых четыре. Но просветительское
служение митрополита Макария на этом не закончилось:
в Москве он стал попечителем крупного приюта для девочек – сирот, относясь к
своим обязанностям отнюдь не формально, оказываю приюту помощь в обеспечении
его самым необходимым, а переписка митрополита Макария
с руководительницей приюта, в которой
были изложены его взгляды на воспитание детей, до сегодняшнего дня не потеряла
своей актуальности. Помимо воспитания детей, Владыка Макарий
уделял немало внимания и более высоким уровням образования – являясь куратором
Московской Духовной Академии, он взял под защиту некоторые смелые идеи ее
ректора, епископа Феодора (Поздеевского), введшего в
учебный план аскетику, как самостоятельную учебную дисциплину, а также
пустившего в стены Академии такое неоднозначное явление, как русская
религиозная философия. Русская религиозная философия начала XX в. находилась в довольно непростых
отношениях с православным богословием. Некоторые видные иерархи
и богословы даже открыто высказывали радикальное неприятие данного явления.
Поддержанная
митрополитом Макарием реформа образования в
Московской Духовной Академии, ставшая фактическим признанием права русской
религиозной философии на пребывание в стенах духовных учебных заведений, по
сути дела, сохранили ее в христианском русле. Данная ситуация наглядно
показала, что деятельность митрополита Макария в
Москве, как прежде на Алтае, носила просветительский, миссионерский характер.
Но
митрополиту Макарию и епископу Феодору не удалось
реализовать многих своих планов: заняв жесткую и бескомпромиссную позицию в
связи с приходом к власти Временного правительства, оба видных иерарха в мае
1917 г. были отстранены от своих должностей. Митрополиту Макарию
предстояло прожить еще девять лет. В
этот период он, несмотря на преклонный возраст, продолжал принимать активное
участие в жизни Церкви.
Помогите в восстановлении
Преображенского храма форум